Профессионалы против коррупции

Наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:

— совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

— совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;

— совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

 

Превышение должностных полномочий

— использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так и путем бездействия (умышленное несовершение должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано совершить и для совершения которых имеет реальную возможность).

— злоупотреблением должностными полномочиями могут быть признаны такие действия должностного лица, которые непосредственно вытекали из его служебных полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, т. е. составляли его служебную компетенцию, которая определена соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность.

— не являются использованием служебных полномочий действия лица, не связанные с его правами и обязанностями по службе, например, использование своего авторитета. То есть, в соответствии с положениями УК РФ и решениями судебных инстанций можно сделать однозначный вывод, что использование должностным лицом своего авторитета (в том числе “телефонного права”) есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет.

 

Присвоение полномочий должностного лица

Действия виновного должны совершаться вопреки интересам службы, т.е. присвоенные полномочия должны быть им использованы во вред интересам граждан либо организаций. В ином случае, если служащий и присваивает полномочия должностного лица, но для достижения общественно полезной (объективно либо по его мнению) цели, данное деяние преступлением не является.